Объединенная редакция «Аргаяш-медиа»

"Восход" - Общественно-политическая газета Аргаяшского района

"Аргаяш-ТВ" - Информационная телепрограмма Аргаяшского района.

  • Издания
  • Челябинская обл.
    Последняя новость:

    • Откуда пошли башкиры?

      2018.09.13 342 0
      Откуда пошли башкиры?

      Сегодня мы начинаем цикл публикаций кандидата исторических наук Гиниятуллы Умурзакова, посвященный исследованию истории башкирского народа и во многом меняющий наше традиционное о ней представление.

      Наш земляк, живущий сейчас в с. Кулуево, поднял эту важную тему, перекликающуюся с проблематикой международного научного венгерского симпозиума. Он уже два года проводится в Кунашакском районе на берегах живописных озер Уелги и Сайгырлы. Раскопки последних лет, проводимые челябинскими археологами на Уелгах, убедительно подтверждают: на этой земле кочевали некогда древние башкирские племена – мадьяры.

      «Многие народы Евразии: башкиры, русские, венгры, болгары, чуваши и другие, имеют скифо-сармато-гуннские корни. Последние являлись огромными конгломератами, конфедерациями разноязычных, многоликих народов Азии и Европы.

      Некоторые деятели Аргаяшского района ошибались в вопросах истории заселения территории края, утверждая, что в XVIII веке здесь появились «кочевые башкирские племена». Выходит, что до этого земли района не были заселены, пустовали. Очевидно, основы подобных заблуждений идут от сочинения этнографа Р. Кузеева, в частности, его монографии «Происхождение башкирского народа. Этнический состав. История расселения», ставшей в свое время классикой. Но эта концепция этногенеза башкир, разработанная в 60-е гг., «в большинстве своем уже сильно устарела», пишет его бывший аспирант, а ныне докторант И. Кучумов.

      Эта концепция и приложенные к книге 1974 г. полуфантастические карты (расселение и переселение башкирских племен, в том числе и зауральских, аргаяшских), ее обоснование были не более чем политическим реверансом, выполнением социального заказа тогдашних властных элит, как региональных, так и центральных. Никакой, даже классический для своего времени труд не может и не должен сохранять значение незыблемого авторитета для следующих поколений, утверждал знаменитый ученый барон В. Розен.

      По словам видного челябинского археолога Г. Здановича, «…на Южном Урале обнаруживаются следы пребывания кочевых народов еще с глубокой древности. Раскопки заставляют предполагать, что дикая лошадь была впервые приручена не в древнейших центрах цивилизации юга, как корова, овца, свинья, коза, а в степях Евразии, в том числе и здесь, на Южном Урале. Происходило это примерно 6 тысяч лет назад. Речь идет о раскопках на озере Смолино, расположенного в черте Челябинска. В смолинских захоронениях покоятся представители сформировавшегося на Южном Урале башкирского народа, вся история которого связана с этим краем».

      Башкиры являются коренным народом Урала. Именно здесь, в пределах нашей родной прекрасной земли, указывает великий тюрколог Заки Валиди Туган, наши далекие предки впервые в истории обуздали диких коней-тарпанов и прославились как лихие неустрашимые наездники, потрясшие изумленную Европу, назвавшую башкирских всадников «северными амурами». Благо, до недавнего времени (до 17-18 вв.) в наших безбрежных степях и предгорьях водились табуны диких коней-тарпанов, куланов и стада диких коров, как отмечал первый исследователь Урала П. Рычков в книге «Топография Оренбургской губернии». Эти табуны и стада животных были истреблены карателями, жестоко подавлявшими башкирские восстания 17–18 вв. Точно так, как на другом конце света, в это же время «белые американцы» уничтожали миллионные стада бизонов, чтобы сломать дух непокорных индейцев Северной Америки, точнее, лишить их основной пищи. Как не вспомнишь девиз американских колонизаторов: «Хороший индеец – мертвый индеец».

      По утверждению известного языковеда Акрама Беишева, Урал – древнейшая родина башкир. На протяжении многих тысячелетий здесь башкирские племена сложились в единый народ. Это многосоставное образование, включившее в себя элементы языка и культуры: угро-финские, иранские (сармато-аланские) и тюркские. Об этом свидетельствует историческая память народа: эпос «Урал-батыр», «Акбузат», многочисленные варианты народной песни «Уралым» – по сути, это гимн башкирского народа, и множество легенд, преданий, баитов, сказок.

      Существует ошибочное мнение, что башкиры якобы были кочевниками, восходящее к дневниковым записям Г. Рубрука, мимоходом отметившего, что башкиры-пастухи всегда вели кочевой образ жизни, у них не было своих городов.

      Гиниятулла УМУРЗАКОВ, кандидат исторических наук.

      (Продолжение следует).

      Рубрики:

      Номер:

    • отправить другу
    • распечатать
    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить